Прототипирование позволяет минимизировать риски при запуске проекта, а во многих случаях еще и сэкономить средства. Рационально начинать IT-проекты именно с этой стадии.
В этой статье мы расскажем, что такое прототипирование, кому и зачем оно нужно. Вы узнаете, как проходит процесс разработки и прототипирования, как его правильно организовать.
Прототипированием (prototyping) называют процесс разработки прототипа – первичной тестовой версии продукта или его макета. Это помогает с наименьшими затратами перейти от идеи к созданию сайта, программного обеспечения или другого продукта, максимально адаптировать его под требования системы и ожидания пользователей. Прототипы делают для сайтов и посадочных страниц, также распространена разработка прототипов программного обеспечения – компьютерных программ и мобильных приложений.
В UX/UI-дизайне прототипом называют пробный вариант продукта, он выглядит как экран или система экранов с общим дизайном и общей логикой. Созданный в ходе прототипирования макет будет имитировать взаимодействие пользователя с интерфейсом продукта. Он позволит найти недостаточно проработанные места в пользовательском сценарии и скорректировать их.
Прототип будет полезен для всех сторон, имеющих отношение к проекту. Для заказчика разработка прототипа проекта – это способ визуализировать идею и понять, насколько она соответствует его ожиданиям. Внести изменения на стадии прототипирования проще и дешевле, чем менять готовый продукт. Дизайнеру прототип помогает понять задачу, согласовать свое видение с командой и заказчиком. Разработчикам прототипы полезны для понимания структуры и логики работы продукта, а также для согласования работы с дизайнером и появления конкретики по техническим решениям, например, по соответствию предложенных решений требованиям системы.
Далее перечислим ряд возможностей, которые открывает разработка прототипа проекта.
Визуализация и выбор идеи. Прототип показывает образ будущего проекта. Сделать его можно достаточно быстро, что помогает выбрать лучший вариант из нескольких гипотез.
Параллельное тестирование гипотез. Прототипирование позволяет одновременно тестировать сразу несколько идей, что экономит время.
Учет ограничений со стороны системы. По прототипу разработчики и дизайнеры могут обнаружить, что некоторые решения не получится реализовать в условиях конкретной системы.
Тесты и сбор обратной связи. Таким образом можно выявить несоответствие интерфейса ожиданиям пользователей или обнаружить, что для улучшения сценария в него стоит добавить еще одну ветку.
Проверка пользовательских сценариев. На стадии разработки и создания прототипов можно понять, все ли запланированные сценарии добавлены, может ли пользователь дойти до финала в каждом из них, присутствуют ли все заявленные функции, совместимы ли они с особенностями системы.
Важный момент: не любой прототип можно будет показать заказчику и запустить в пользовательское тестирование. Это зависит от степени детализации и других характеристик. Подробнее – в следующем разделе.
Они отличаются по глубине проработки, в зависимости от количества элементов могут быть высокой или низкой детализации. Другой критерий – возможности взаимодействия, разработка и прототипирование цифровых систем могут быть статичными или интерактивными.
Далее расскажем о плюсах и минусах разной степени детализации, статичности и интерактивности прототипа.
Низкая детализация
Разработка и прототипирование цифровых систем с низкой степенью детализации требуют минимального количества усилий и времени, и это главный плюс. В результате выходит сильно усеченная версия конечного продукта, по сути она содержит только очертания блоков, где будут расположены тексты и изображения. Реализовать такой подход можно и на бумаге, именно поэтому результат часто называют «бумажным прототипом».
Минусом может быть несоответствие реальности: при такой разработке прототип далек от предполагаемого продукта, в связи с чем оценка будет необъективной. При низкой детализации невозможно оценить внешний вид и удобство интерфейса. Все изображается достаточно схематично, что приводит к сильным расхождениям в понимании продукта.
Средняя детализация
Это более глубокий уровень проработки, результатом становится макет, который включает в себя информационную архитектуру и проектирование пользовательских путей. Визуальное оформление опускается, продукт выходит обезличенным, но присутствуют навигация между разделами, логика и прочие функциональные аспекты.
Такую разработку выбирают либо при желании сэкономить время и деньги, либо чтобы сфокусировать внимание на нескольких ключевых моментах – чтобы визуальное оформление не отвлекало внимания от функционала. Минусом будет то, что даже самый качественный макет со средней детализацией будет сильно отличаться от итогового продукта. Все же визуальная составляющая сильно влияет на восприятие проекта.
Таким образом, средняя детализация информативнее, чем низкая, но она не может охватить все сценарии использования продукта так, как высокая.
Высокая детализация
Такое прототипирование осуществляется в несколько циклов, в числе которых тестирование в низкой и средней детализации. Чаще всего такие цифровые модели делают интерактивными, результатом становится практически готовый продукт. Плюс такого подхода в том, что при взаимодействии пользователь получает и оценивает опыт, максимально приближенный к реальности. Именно поэтому ближе к завершению тестов гипотезы лучше проверять при высокой детализации.
Еще один плюс в том, что такое прототипирование помогает наладить взаимодействие между разработчиками и дизайнерами – у всех появляется полное видение, как должен выглядеть и работать финальный продукт.
Из минусов можно отметить более высокие затраты. Чем выше детализация – тем больше на прототипирование потребуется времени, денег и усилий, потому лучше как следует протестировать продукт на предыдущих этапах.
Статичные прототипы
При данном подходе макет позволяет оценить структуру и внешний вид продукта, но элемент взаимодействия с пользователем отсутствует. По сути это просто изображение, которое легко создать и изменить – на начальных стадиях проекта это может быть плюсом. При этом минус в том, что нельзя оценить производительность, функциональность и удобство.
Интерактивные прототипы
Полностью имитируют готовый продукт, позволяют пользователям в полной мере взаимодействовать практически со всеми функциями. Плюс в том, что интерактивное прототипирование максимально эффективно для оценки пользовательского опыта. Минус в том, что на разработку такого проекта уйдет больше времени, сил и денег.
Недостатком может стать и формирование нереалистичных ожиданий. На практике часть дизайнерских идей могут остаться нереализованными.
Прототипирование любого проекта – это система, состоящая из шести последовательных стадий.
Определение целей, задач и требований
На этой стадии важно сформировать видение и обсудить его со всеми заинтересованными сторонами: задействованными представителями команды и заказчиком. От целей прототипирования зависит, какая потребуется степень детализации тестового образца.
Важно предусмотреть все функциональные моменты. К примеру, если речь идет о прототипировании мобильного приложения, сразу стоит описать его возможности, в том числе интеграции с другими системами и программным обеспечением, например, с системами онлайн-оплаты или сервисами рассылок.
Исследование рынка и аудитории
Необходимо оценить целевую аудиторию и провести опросы среди ее представителей, чтобы выявить потребности и ожидания. Также нужно оценить проекты конкурентов: понять, какие из представленных на рынке решений работают хорошо, а какие – не очень хорошо.
Разработка схематичной модели
Такую модель называют вайрфрейм, это схема, отражающая структуру и наполнение – какие будут блоки и как они будут располагаться. Вайрфрейм делается в низкой детализации без учета визуальных деталей. К примеру, при разработке приложения интернет-магазина в нем схематично показано, как в каталоге будут отображаться товары, как в карточке товара будут отображаться блоки с текстом и изображениями, и так далее.
Создание итоговой модели
На этом этапе происходит доработка прототипа под систему: добавляются детали, при необходимости – интерактивность. Чем больше деталей будет добавлено, тем меньше прототип будет отличаться от итогового продукта.
Тестирование и анализ обратной связи
Необходимо оценить, как работает пользовательский интерфейс, убедиться в завершенности сценариев, а также понять степень удобства для целевой аудитории, проверить соответствие особенностям системы, что особенно важно при разработке прототипа программного обеспечения. На этой стадии формируется понимание того, что стоит доработать.
Доработка
Какая потребуется доработка, зависит от полученной на предыдущем этапе обратной связи. Например, визуальные правки в отдельных элементах оформления или доработка под требования системы.
Прототипирование веб-сервиса или мобильного приложения позволяет протестировать гипотезы и предварительно оценить итоговый продукт. Какой сделать макет: статичный или интерактивный, в высокой или низкой детализации – зависит от поставленных целей. Именно с постановки целей начинается работа над прототипом, также она обязательно включает в себя исследование рынка, разработку макета, пользовательское тестирование, доработки в соответствии с полученной обратной связью.
Чтобы отличить хороший прототип от плохого, нужно проверить его по следующим критериям:
- макет понятен фокус-группе без комментариев дизайнеров и разработчиков;
- на стадии тестирования пользователь самостоятельно справляется с задачами;
- прототип отображает функциональность итогового проекта;
- все принятые при разработке решения подкреплены исследованиями рынка и аудитории.
При соответствии этим критериям можно утверждать, что прототип выполняет свои задачи и является важным этапом реализации проекта.