Написать нам
Назад к блогу

Коробочное решение или заказная разработка для автоматизации бизнес-процессов

14 июня, 2024 обновлено 18 июня, 2024

Стремление автоматизировать бизнес-процессы на предприятии наблюдается во всех сферах деятельности, начиная с малого бизнеса, заканчивая крупными холдингами. Цель одна, — выполнять работы быстро и в срок. Движущим стимулом выступает дефицит человеческих ресурсов, с которым сталкивается каждый предприниматель.

Программные продукты, созданные для решения бизнес-задач, открывают массу возможностей. Выбирая определенный коробочный продукт или облачное решение предприниматель рассчитывает закрыть брешь в процессах. Получается ли добиться результата в итоге? Что выбрать бизнесу и не пожалеть об этом?

Программные продукты с доступом уже сейчас пользуются огромной популярностью на рынке благодаря быстрому доступу к функционалу, позволяющему автоматизировать процессы за несколько дней. Спорить о скорости запуска тут нет смысла т.к. доступ к IT-продукту выдается сразу после оплаты, в некоторых случаях еще до нее, в формате тестового периода. На первый взгляд процесс весьма удобен и не вызывает вопросов, но что скрывается под капотом?

Главное достоинство, — доступность полного функционала продукта за не большие деньги в короткий срок может обесцениться в процессе внедрения ПО. Выбирая коробочное решение для цифровизации процессов одного из департаментов, руководствуются правилом «устранить горящую проблему в максимально сжатые сроки» дополнительно оценивая функциональные возможности продукта.

Подходящий вариант обязательно находится и на первый взгляд удовлетворяет потребностям компании. Оплачивается подписка и наступает этап активного внедрения и использования продукта в рамках существующих бизнес-процессов. На этом шаге начинается сыпаться персонал, удовлетворенность выбранной системой, вдобавок подписка оплачена на год и вложенных средств жалко, да и система позволяет сделать не все так, как бы хотелось.

Начинается длительный этап перестройки бизнес-процессов в компании, влекущий за собой негодование, непонимание и сопротивление сотрудников. В рамках цифровой трансформации руководители сталкиваются с трудностями внедрение и сложность задачи №1 убедить персонал и/или клиентов пользоваться ПО.

Справиться с противодействием сотрудников задача со звездочкой для менеджера. Необходимо убедить персонал в пользе решения, обучить и сформировать привычку использовать софт. В случает с коробочным продуктом добавляется новый вызов, — перестроить бизнес-процессы под продукт.

Ни одно готовое решение на рынке не сможет повторить уникальные бизнес-процессы компании, а это значит, что вас ждет сложный процесс трансформации не только в точке автоматизации, но и в вопросах организации работы внутри компании. Придется переписать часть должностных инструкций, затем донести до персонала и получить подписи каждого сотрудника под ними. Регламентами не обойтись, процесс внедрения новых поведенческих паттернов может занять до года. Изменения сопровождаются текучкой кадров, что усложняет работу.

Сейчас вы думаете, — а так ли нужна цифровизация бизнесу? Несомненно она нужна! На рынке труда остро ощущается нехватка человеческих ресурсов, об этом говорят на каждой конференции связанной с ритейлом или HR. Автоматизация это ключ к успеху бизнеса и устойчивому развитию компании.

Отбрасывать идею цифровизации иррационально!  Сам факт возможности выполнять больший объем работ с тем же штатом говорит о выгоде внедрения автоматизации бизнес-процессов. Малому бизнесу ИТ-решения позволяют расти быстрее с минимальными затратами, высвобождая ресурсы под важные задачи.

Выгоды цифровизации бизнес-процессов

  1. Повышение эффективности благодаря сокращению времени выполнения задач, улучшению качества работы и росту общей производительности бизнеса.
  2. Автоматизация рутинных операций и оптимизация процессов снижают издержки на ручной труд, бумажную документацию и прочие ресурсы, что способствует уменьшению операционных расходов компании.
  3. Цифровизация позволяет быстрее и точнее обрабатывать запросы клиентов, улучшать коммуникацию с ними, а также предлагать персонализированные услуги и продукты, что положительно сказывается на уровне обслуживания.
  4. Более точное прогнозирование и аналитика: Цифровые системы позволяют собирать и анализировать большие объемы данных, что помогает в принятии обоснованных стратегических решений, определении трендов и предсказании будущих тенденций развития рынка.
  5. Компания становится более гибкой, быстрой и адаптивной к изменениям на рынке, что помогает формировать конкурентные преимущества и укреплять позиции на рынке.

Очевидно, что преимущества внедрения автоматизации перевешивают недостатки, нужно только проработать процессы внедрения и компания получит качественно новый толчок развития. Кому же все-таки стоит воспользоваться готовыми решениями, представленными на рынке? Очевидно, что подойдут они не каждому бизнесу.

 

Малый и средний бизнес

Обороты таких предприятий нередко не позволяют заказать персональное решение по автоматизации бизнеса.  Кроме того, внедрение в компаниях со штатом  до 250 человек провести проще и безболезненнее для предприятия т.к. оптимизация осуществляется в отдельных департаментах и затрагивает малую часть персонала.

Коробочное решение позволит решить задачу в рамках существующего бюджета. Поэтапное изменение в правилах взаимодействия в компании позволит плавно перевести сотрудников на платформу и достичь цели.

Важно! Если в рамках стратегии, компания в ближайшие 5 лет планирует активно расти, стоит взвесить, настолько ли выгодно использовать коробочный продукт. На старте готовое решение станет отличным подспорьем для наращивания темпов, но в будущем стоит рассмотреть заказную разработку программного обеспечения.

 

Тривиальные задачи

Когда нужно автоматизировать одну или несколько задач повторяющихся изо дня в день и требующих дополнительного времени. Например, публикация постов в соцсетях или фиксация рабочего времени  сотрудников.

На рынке представлено множество продуктов с разной ценовой политикой удовлетворяющих запрос предпринимателя, в данном случае разработка кастомного ПО не рациональна, оптимальным решением станет внедрение готовой системы и интеграция с продуктами используемыми в компании (по необходимости).

 

Типовые бизнес-процессы

В рамках ряда подразделений есть бизнес-процессы функционирующие по одному алгоритму с другими компаниями. Примером таких процессов является ведение бухгалтерии или работа кол-центра в CRM. В обоих случаях цепочка действий сотрудников одинакова, заполнение данных или обзвон клиентов, с дельнейшим подтверждением действий.

В данном случае готовые решения удовлетворяют потребности рынка полностью, за исключением уникальных интеграций, таблиц и т.д.

Коробочные решения менее гибкие, чем разработка веб-приложений под задачи бизнеса. В ряде случаев решение практически невозможно вписать в IT-инфраструктуру компании.  Это связано с жестко фиксированными бизнес-процессами вшитыми в продукт в качестве функциональных возможностей. Доработка и улучшение решения парой обходятся дороже создания своей системы, а интеграцию произвести нельзя из-за несовместимости.

Решение создавать персональную систему приходит с развитием, активный рост диктует потребности, появляются уникальные бизнес-процессы, которые необходимо оцифровать или обеспечить работу за счет дополнительных ресурсов. Удержание бизнеса в подконтрольных рамках и обеспечение роста достигается за счет автоматизации – путь умеренного роста с постепенным услужением и трансформацией процессов обеспечивающий успех предприятия.

Компания решается заказать разработку приложения, когда имеющееся решение не удовлетворяет потребности. Жесткость настроек и функциональных возможностей в коробочном продукте ограничивает возможность изменения правил выполнения операционных задач. Бизнес зажат в тики продуктом и не может расти дальше, это заставляет смотреть по сторонам в поисках подходящего продукта.

Чем уникальные бизнес-процессы тем сложнее найти новый продукт удовлетворяющий новым потребностям. Изучение предложений на рынке показывает, что решений удовлетворяющих все потребности бизнеса на рынке нет. Индивидуальная разработка веб-приложений обеспечивает компанию продуктом, закрывающим все потребности бизнеса без лишнего функционала.

Часто компании обращаются к индивидуальной разработке, когда на рынке нет продукта, способного решить текущую бизнес-задачу. Среди прочих причин эта наиболее распространена т.к. парой именно эти задачи являются движущими и приносят основной доход. Автоматизация позволяет ускорить процесс в 2, 3, 5, 10 раз увеличивая обороты в несколько десятков раз. Компания отказывается от найма дополнительного не нужного персонала, наращивает скорость обмена информацией и выполнение задач.

Сеть магазинов «Лента» оптимизировала процесс сбора заказов в магазине с помощью приложения ускорив обработку на 4.2%. Компании удалось достигнуть таких показателей благодаря функционалу навигации по магазину для сотрудника ответственного за сборку.

Если компания дополнит систему ИИ, составляющим оптимальный маршрут сотрудника, показатели можно будет улучшить до +1%.

Крупному и среднему бизнесу со стратегическими целями направленными на рост оборота, увеличение доли присутствия на рынке, снижение производственных затрат и т.д. необходима цифровизация для выполнения плана. Компании активно используют в ИТ-инфраструктуре коробочные решения для типовых процессов, однако для уникальных задач прибегают к созданию персонального решения реализуя силами штата ИТ департамента или с привлечением аутсорс разработчиков.

Для компаний, чьи задачи выходят за рамки типовых решений, заказанная разработка веб и мобильных приложений дает возможности для качественного скачка в развитии. Выбирая путь создания своего продукта, бизнес получает ряд преимуществ.

  1. Продукт без лишнего функционала, перегружающего систему лишними запросами, что снижает отклик приложения, уменьшая производительность труда.
  2. Понятный интерфейс, с которым будет просто взаимодействовать даже новичку без дополнительного обучения.
  3. Продукт дублирует бизнес-процессы компании, а значит, нет необходимости переписывать должностные инструкции и переобучать персонал.
  4. Исключительное право собственности на ИТ-решение, полная независимость от вендора.
  5. Низкий риск отказов в работе после обновления системы из-за несовместимых с новой версией доработок системы.
  6. Нет необходимости ежегодно оплачивать лицензию.
  7. Для доработок продукта не надо искать дополнительных подрядчиков, часто их можно выполнить в рамках технической поддержки.

Несмотря на существенные аргументы у данного подхода есть два значительных недостатка,-  высокая стоимость и продолжительный срок реализации проекта.  Оба фактора надо учитывать при планировании достижения бизнес показателей компании.

Резюмируя выше сказанное, можно подчеркнуть основные различия между заказной разработкой программного обеспечения и готовыми коробочными продуктами.

 

Коробочное решение или заказная разработка для автоматизации бизнес-процессов -изображение 1

 

Выбирать стратегию цифровизации стоит ориентируясь на стратегические цели компании и бюджет. Заказная разработка решает бизнес задачи на 100%, но эффективна не для всех задач, в ряде ситуаций стоит использовать готовое решение, которое обеспечит нужный результат уже завтра. Для уникальных задач и бизнес-процессов выбирайте создание веб- и мобильного приложения самостоятельно или с привлечением аутсорс команды.

Оценить
[Голосов: 0 Средняя: 0]
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
IT-агентство Delaweb
Privacy Overview

This website uses cookies so that we can provide you with the best user experience possible. Cookie information is stored in your browser and performs functions such as recognising you when you return to our website and helping our team to understand which sections of the website you find most interesting and useful.